Место с историей

История «Гнёздово» насчитывает более 1000 лет, и этот уникальный союз природы и истории до недавнего времени не имел узнаваемого лица. Мы исправили это упущение, создав музею-заповеднику фирменный стиль. Много истории, много природы и капелька современности в очередном проекте Stayfirst. Знание истории своей страны, своего края – без преувеличения долг всякого мыслящего человека. Но гораздо лучше изучать историю не только по учебникам, но и в тех местах, где она буквально окружает тебя. Одним из таких удивительных мест является музей-заповедник «Гнёздово».

Гнёздовский комплекс археологических памятников – крупнейший не только в России, но и в Европе. Он расположен на обоих берегах Днепра в 10-12 км к западу от Смоленска.  На рубеже IX-X вв. он был важным центром на торговом «пути из варяг в греки», а в конце XX в. стал излюбленным местом отдыха смолян. К сожалению, не всегда цивилизованного. К счастью для всех неравнодушных к историческому наследию, в 2011 году была разработана концепция комплексного развития музея-заповедника. В рамках реализации данной концепции нами и был выполнен заказ по разработке фирменного стиля «Гнёздово».


gnezdovo_logo_2 gnezdovo_018 gnezdovo_017 gnezdovo_011 gnezdovo_007 gnezdovo_006 gnezdovo_005 gnezdovo_008 gnezdovo_009 gnezdovo_004


Разработка фирменного стиля для музея-заповедника принципиально отличается от разработки корпоративного фирменного стиля. Фактически, речь идет о брендинге территории. Поэтому мы провели большую подготовительную работу, проанализировав как успешные кейсы коллег по цеху, брендировавших крупнейшие природные парки и заповедники мира (Йеллоустоунский и Йосемитский национальные парки и др.), города и страны, а также большое количество исторических материалов, посвященных Гнёздово. Перед нами стояла непростая задача – соблюсти в новом бренде «Гнёздово» баланс между традиционностью и современностью, показать привлекательность и актуальность музея-заповедника для потенциальных гостей, не поступившись его историчностью. Воплотить в жизнь задуманное нам удалось через уникальные элементы фирменного стиля – логотип, фирменные цвета и графические паттерны, а также слоган.

Все началось с амфоры,  которую в 1949 году в одном из Гнёздовских курганов нашел археолог Авдусин. От прочих найденных в заповеднике эта амформа отличалась тем, что на ее стенке была обнаружена древнейшая надпись на русском языке, известная науке! Конечно же, столь значимый для музея-заповедника объект не мог не стать основным графическим элементом нового логотипа. Дополнили амфору стилизованное начертание названия заповедника и дескриптор. Логотип получил две версии – русскоязычную и международную, на английском языке.

Следующим важным элементом айдентики стали фирменные цвета. С помощью цвета мы донесли еще одну важную особенность: «Гнёздово» — это не только историко-археологический, но и природный музей-заповедник. Сочетание четырёх цветов – зеленого папоротника, кармина (напоминающего о ремесленной красной глине), жженой умбры и цвета земли  – олицетворяет союз природы и человека, закрепляя эту идею уже на уровне первой сигнальной системы.

Другой визуальной константой стали пересекающиеся под разными углами прямые линии. Этот паттерн, с одной стороны, представляет собой стилизованные трещины на амфоре с логотипа «Гнёздово», указывая на старину, с другой, строгая геометрия едва заметным кивком в сторону авангардного искусства перебрасывает мостик через века, позволяя всем элементам дизайна выглядеть действительно актуально.

Наконец, последним, но не по значимости, элементом фирменного стиля стал слоган музея-заповедника. Слоган вербализует основную идею, которую мы вкладывали в этот проект: «Гнёздово» — это место встречи тебя и истории. Место старого Смоленска. Константы фирменного стиля были воплощены в коммуникационных материалах музея-заповедника – рекламных проспектах, визитках, фирменных бланках. Минимализм и акцент на природной красоте позволили однозначно донести заложенное в новом бренде сообщение до целевой аудитории – туристов, любителей истории и активного отдыха.


gnezdovo_015 gnezdovo_013 gnezdovo_014 gnezdovo_003 gnezdovo_002


Брендинг музея-заповедника «Гнёздово» – это проект, идеально вписывающийся в философию Stayfirst – не просто создавать привлекательные и работающие маркетинговые продукты, но своей работой действительно менять жизнь людей к лучшему. В результате нашей работы смоляне получили совершенно особое место для отдыха, а «Гнёздово» — собственное неповторимое лицо. В условиях текущих макроэкономических и политических реалий идет переориентация туристических потоков на внутрироссийский рынок. На выбор места для отдыха при этом влияют не только инфраструктура и сервис, но и наличие собственного яркого бренда у того или иного места. Мировая практика доказала, что брендинг территорий – залог постоянного внимания со стороны туристов. И это то, чего сейчас не хватает многим реальным и потенциальным туристическим центрам России.